9. Пути, способы и приемы ознакомления с новыми лексическими единицами.

Этапы работы над лексикой.
1. ориентировочно-подготовит.
2. стереотипизирующий-ситуативный: фонет. - хоровая отработка новой лексики
3. ситуативно-варьирующий – этап применения. Главное: способность к переносу лексики в нов. реч. ситуации.
ЛСР не явл. люъектом итогового контроля, но может быть объектом промежуточного контроля (выполнение лексич. диктантов). Слова дают на дом, чтобы выучить наизусть, только потом – диктант. Д\лексич. диктантов дается активная лексика.
1. Этап семантизации – процесс раскрытия значения слова. Предполагает семантизацию новых слов.
Пути семантизации НЛЕ:
1) путь рассказа
2) путь беседы
3) путь рассказа с элементами беседы
4) путь отд. ситуаций (в уч-ках д/углубл. изуч. отд. ситуации уже спланированы)
Выбор пути зависит от:
- уровня язык. подготовки учащихся
- хар-ра лексики
- кол-ва вводимой лексики
Способ семантиз. – набор действий учителя, связ. с раскрытием значения слова, напр. на установления взаимосвязей м/у формой слова, его понятием, предметом, явлением.
Способы:
-переводной (приемы: перевод глаг. движ, ощущ., ч-в; толкование на РЯ – слова-реалии)
- беспереводной (приемы: 1. опора на наглядность; 2. опора на языковую наглядность, на контекст, словообразоват и этимологич. анализ ЛЕ, дефиниции, сопоставление, опора на интернац. слова; 3. опора на реч. наглядность – реч. ситуация, контекст; 4. сопоставление – опора на изуч. ранее синонимы, антонимы; 5. сущ. толкование на ИЯ).
Беспереводн. владение лексикой зависит от закрепления, практики, а не от способа семантизации.
Осн. типы упр-ний, кот. отражают содерж. работы над лексикой.
условно-речевые и подлинно-речевые лексически-направл., ситуативные и контекстные упр-ния.
У учащихся формируем 3 вида словаря (минимумы): активный 850-1050, рецептивный, потенциальный можно угадать.
В ср. и старших классах пассивно-рецепт. лексич. навыки формир-ся при выполнении упр-ний по чтению текстов. Наию распространены:
1) упр-я на узнавание слова по внешн. виду
2) упр-ния на узнавание слова с пом. словаря и контекста.
Это формирует учебн. компетенцию учащихся и компенсаторные умения. (Д\учителя проф. компетенция – важно сформировать эти умения у учащихся).
Работа со словаремспос. развитию догадки, антиципации, прогнозирования. Это позволяет избежать калькирования à формирует ч-во языка.


  • на главную


    Сайт управляется системой uCoz