8. Обучение лексической стороне иноязычной речи: цели, задачи, содержание и этапы работы над лексическим материалом (проиллюстрировать примерами).

Осн. цель работы над ЛСР состоит в формир. лекс. навыков на нач. этапе. На ср. и старш. эт. будет происходить формир. навыков + развитие и совершенствование.
Лексич. ядро в рамках ср. общеобр. шк. 850 ЛЕ. Шк. с углубл. изуч. 1200-1500 ЛЕ, кот. кчащиеся д. употреблять в собств. речи. Коммуникативно – достаточно.
Содерж. обуч.
- лингвист. компонент (роль учителя – богатство словаря) Лексич. мин – активный и рецептивный; трудности усвоения разл. типов слов; тематика д/устной речи; ЛЕ с к-рным компонентом; лексич. знания (правила, словообразование).
- психологич.
1.  интересы и мотивы обучаемых
2. развитие (спец. способностей, развитие язык. догадки – опр-ние значения ЛЕ по контексту, по сх-ву с РЯ, по словообразоват. эл-там)
3. лексич. навыки. Хаар-р взаимодействия с грамм., фонет. навыками (после семантизации нов. слов – фонет. отработка).
- методология
1. навыки, умения самост. работы учащихся по расширению лексич. запаса
2. навыки работы с лексич. словарями и лексич. таблицами (дать инструкцию как польз-ся)ю
При отработке НЛЕ важно снятие трудностей на след. уроке (флнет. зарядка).
ПРАВИЛО: новая лексика вводится на основе хорошо усвоенных грамм. конструкций и наоборот.
Соврем. учителю важно владеть методич. типологией лексики, д/этого д.б. реализован дифференцированный подход к отбору слов. материала, его семантизации и автоматизации.
Методич. типология лекс. – распределение языков. ед-ц по типам, группам, с учетом трудностей их усвоения.
Наию. популярна типология Николаева, кот. предполагает выделения 8 типов слов. Критерий совпадение/несовпадение объема значений данной ЛЕ в РЯ и ИЯ.
Реч. модели to fall in love, to go to school нуждаются в запоминании.
Знание типологии позволяет учителю выбрать адекватно способ семантизации с учетом хар-ра данной ЛЕ.
Лекс. навыки:
- экспрессивные (в говорении и письм. речи) à н. интуитивно-правильного словоупотребл. и словообразов. в устной и письм. речи à обоснов. выс. уровнем автоматизированности лекс. навыков (перенос на новые ситуации, знания)
- рецептивные (аудирование, чтение) à н. узнавания и понимания при восприятии на слух или при чтении лекс. явлений. Данная группа подразд. на: на базе активной лексики – рецептивно-активн. навык; лексика не активная – рецептивно-пассивн. навы.
Лекс. нав. вкл. в себя 2 осн. компонента: словоупотребл. и словообразование.
Л.н. сущ-венно отлич. от грамматич. Отличие состоит в том, что л.н. хар-ся большей логико-семант. осознанностью.
Типичная ошибка РЯ – учащихся – калькирование: выр. в выборе слов, их расположении, семантич. сочетании. Выход: во избежании калькирования нужно включить активн. лексику в речевые образцы, аудирование аутентичной речи носителя языка, чтение.


  • на главную


    Сайт управляется системой uCoz