7. Обучение произносительной стороне иноязычной речи: цели, задачи, содержание и методика работы над фонетическим материалом (проиллюстрировать примерами). Значение использования ТСО.

Вся звучащая речь – фонетика.
Значимость ФСР состоит в том, что в ней реализуется вся лексика и грамматика.
Осн. цель обуч. ФСР в ср. школе – формир. фонет. навыков у учащихся. Фонет. навыки явл. важнейшими автоматизир. компоненты всех умений (говор., чтения, аудир., письма).
Фон. навыки:
- слухо-произносит. (навыки фонемно-правильного произношения всех звуков в потоке речи, понимание всех звуков при аудировании речи др. лиц; д/их формир. крайне важны иноязычн. способности: формир. фонематич. слуха).
- ритмико-интонац. (навыки интонационного и ритмически правильного формир. речи и понимания речи других).
Учащиеся уже владеют устойч. фонетич. навыками в РЯ. В условиях отсутствия иняз. среды это приводит к интерференции, деавтоматизации навыков).
Факторы вызывающие деавтоматизацию:
1. отсутствие иноязю среды
2. интерференция (пост. интерферирующее воздействие нсо стор. фонет. навыков в РЯ на процесс формир. тфон. навыков в ИЯ)
3. сложность формир. и поддержания фонет. навыков
4. затрудненность самост. переноса фонетич. навыков на новый лексико-граммат. материал
5. мотивация обучаемого
6. наличие/отсутствие упр-ний в учебниках по поддерж. навыков.
Т.о., д/учителя ИЯ важно владеть сравнительно-сопоставит. анализом фонет. явлений в 2х языках. Анализ важен д/определения источника трудностей и ошибок.
Компоненты содерж. обуч. фонетике в ср.шк.
1. лингвист. (фонет. мин., фонет. правила, фонет. трудности освоения звуков в сравн. с РЯ).
2. психолог. (создание мотивации, развитие спец. способностей.
3. методич. (навыки по самост. раб. с фонет. словарями, справочниками).
Группы фонет. трудностей:
- артикуляц. – тр. при воспр-нии звуков
- позиционные – тр. при восприятии в разл. фон. условиях
- аккустич. – тр. в произношении оппозиций, звуков, а также тр., связанные с дифференциацией звуков.
Методич. типология: все звуки:
1. звуки совпадающие или оч. сходные (положит. перенос)
2. фонемы, имеющие черты сходства, но не совп. полностью
3. фонемы, отсутствующие в РЯ (межзуюные-щелевые)
Требования к произнош. опр-ся исходя из принципа оппроксимации. За фонет. эталон произношения прин. произношение филологич.-образованного носителя языка (дикторы, актеры, кот. начитывают рассказы на радио).
В ср. шк. обуч. аппроксимиров. произношению: мин/макс аппроксимированное. Студенты ВУЗов – орфоэпическое признош.
Требования к произнош. в школе.
1. фонематичность
2. беглость
Фонема (Трубецкой) – совокупность фонетически сущ-венных признаков, св-венных данному звуковому образованию.
Фонематичность – степень правильности, корректности фон. оформления речи, достаточное д/незатруднит. его понимания.
Беглость – степень автоматизированности произносит. навыков, позволяющ. говорить а норм. темпе речи (зависит от практики).
Норм. темпы речи в англ. 130-150 слов в мин/250 слогов.
Работа над ФСР ведется не на уровне отд. звуков и слов, подчинена развитию РД и проводится на типовых фразах, реч. образцах.
2 пути работы над произношением: имитативный (1 гр. фонем, на нач. этапе), аналитико-имитативный (2, 3 гр. фонем, ср., старший этап).
Учитель дает рекомендации по произнош.
Этапы реформирования навыков:
1. ориентировочно-подготовит.: учащиеся знакомятся с новыми фонет. явлениями и создается ориентирующая база как условия д/послед. формирования нвыка.
2. стереотипизирующий-ситуативный: автоматизация пост. компонентов речевого действия в аналогич. ситуациях+сознат. контроль.
3. ситуативно-варьир.: дальнейшая автоматизация произносит. действий, формирование гибкости, лабильности навыков, перенос на словосочет., реч. образцы, модельные фразы, межфразовые ед-ва.
Осн. упр-ния.
Ведущ. способ овладения проин-м – многократное прослушивание и наиб. точное имитативное воспр-ние фонетич. явлений с послед. употреблением их в реч. потоке.
Фонет. упр-ния:
упр-ния на восприятие нового звука на слух (предреч. подготовит.)
- в потоке речи в реч. образце речи учителя, затем в механ. записи
- в отд. слове, изолированно, в сочетании с пояснениями учителя
- сначала в отд. слове, затем в реч. образце
упр. на воспр-ние фон. явления (языковые фонет. упр.)
- воспр-ние отд. учениками и исправление учителем возможных ошибок
- хоровое воспр-ние вместе с учителем (игра эхо тихо/громко)
- хоровое воспр-ние без учителя
- воспр-ние отд. учащихся в целях контроля (пластинка)
тренировочные упр-ния на автоматизацию фонет., реч. навыков (считалки, песни)
на эт. фонет. зарядки, связ. с темой урока.
На ср. и старшем этапе больш. знач. заслуж. ритмико-интонац. ударение логич. связей в высказывании (диалог., монолог. речь), коммуникат. членение пр-ний, умение ставить правильно логич. ударение.
2 вида ошибок: фонет (акцентологические), фонологич. (не допустимы).


  • на главную


    Сайт управляется системой uCoz