5. Проблемы ситуативности и коммуникативности в обучении ИЯ. Учебно-речевые ситуации: компонентный состав, функции, виды, способы создания.

Ключ. принцип в обуч. ИЯ: коммуникат. направл-ть и ситуативная обусловл-ть.
Учебно-реч. сит. – ед-ца орг-ции урока – совокупность речев. и неречев. условий, задаваемых учителем учащимся, необходимых и достаточн. для того, чтобы учащийся правильно осущ-влял реч. действие в соответствии с намечен. нами коммуникат. задачей.
Стр-ра УРС.
1. усл. ситуаций
2. реч. ситуации
В сост. условий ситуации выделяют: описание ситуации, речевой стимул, задание.
Способы создания ситуации:
1) словесн. описание
2) исп-ние наглядности
3) инсценирование готов. текстов, проигрывание реч. игр
4) исп-ние реальн. обстоятельств.

В совр. методич. лит-ре представл. разл. типологии УРС.
Критерии:
1) по отн. к реальной действ-ти (иск-венный (чаще), реалтные).
Большое значение придается созданию воображаемой ситуации.
2) по способу создания (экстралингвист./внеяз (создаются с пом. иллюстрации, макетов, фильмов), вербальное (с пом. словесн. описания)/язык)
3) по объему высказывания (по фин. реч. продукту) (микро-ситуации – соотнос. с мин. речевым пр-нием, макро – связ. псоледов. высказывания, разверн. диалог).
4) по метод цели (сит. репродукции – мотивирует говорение/иногда письм речь, сит. рецепции – применима как способ мотивации чтения и аудирования).
Ф-ции УРС. УРС исп-ся:
1) на эт. ознакомл. с новым материалом
2) тренировки в исп-е язык. материала и формир. реч. навыков
3) разв. умения многязычн., устн. и письм. речи. УРС выст. в кач-ве стимула, кот. побуждает самост-но отбирать и исп-ть язык. явл-я в речи.
УРС – способ мотив. реч. деят-ти.


  • на главную


    Сайт управляется системой uCoz