35. Особенности раннего обучения ИЯ (детский сад, начальная школа). Игра как основное средство обучения на раннем этапе.

Необходимость эффективного выполнения соц. заказа об-ва, а также общая неудовлетворенность результатами обуч. иностр. языкам в школе, стимулирует поиски новых подходов к орг-ции изучения неродного языка. В связи с этим в посл. годы стали появ­ляться идеи раннего овладения иностр. языками, где сама среда, воз­растные особ-ти, условия позволяют организовать заинтересованное общение на др. языке.
Дошкольный и ранний школьный возраст можно рассматривать как хорошую    возможность для действительно коммуникативного обучения иностранным языкам с использованием самых элементарных языковых средств.
Зна­ния и учет возрастных, физиологических и психологических особенностей детей имеет большое значение для правильной организации процесса вос­питания и обучения.
5 лет - периодом интенсивного развития само­ст-ти дошкольников. В этом возрасте происходят значит. изменения и в познавательной сфере. Совершен­ствуется восприятие, развиваются мышление и речь, дети начинают выде­лять общие признаки предметов, группировать их по внешнему сходству, материалу, назначению, понимать простейшие причинно-следственные свя­зи. Их представления о мире становятся более обобщенными. Ведущим ви­дом деят-ти является игра.
6 лет - это постепенный переход от одной ведущей деятельности к другой, например, от игровой деятельности к учебной. Мозг шестилетнего ребенка, как правило, является достаточно созревшим для усвоения и переработки значительной по объему и относи­тельно сложной информации. Он готов для ее усвоения и переработки. Ре­бенок готов к учебной деятельности.
Восприятие детей уже начинает носить аналитический характер. Дети шести лет способны провести простейший звуковой анализ речи, умеют выделять отдельные звуки в словах. Характерно, что дети начинают стремиться понять грамматическую основу языка.
Возможность сравнительно легкого усвоения детьми иностранного языка психологи объясняют явлением «импринтинга» (запечатление), кото­рое предполагает быстрое запоминание детьми и умение оперировать в ре­чевой деятельности единицами на уровне словосочетаний и предложений. Психологи определяют время, возможное для «импринтинга» - до восьми лет. У этого возраста есть и некоторые ограничения, например, объем памя­ти у ребенка несколько меньше, чем у взрослого, меньше и его языковые способности. Кроме того, есть все основания полагать, что именно занятия языком способствуют постепенному увеличению объема памяти.
Долгое время считалось, что ребенок овладевает языком в результате подражания речи взрослых, имитативным путем, без целенаправленного обучения. В настоящее время можно считать доказанным, что за кажущейся легкостью овладения языком маленькими детьми, даже в естественной сре­де, стоят сложные процессы, построенные не на имитации, а на неосознанном обобщении. У
Игра как средство организации совместной деятельности создает ус­ловия реального общения. Игра мотивирует речевую деятельность, так как дети часто оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-то сказать, спросить, выяснить, чем-то поделиться с собеседником. Иг­ра является психологическим оправданием перехода на новый язык. Инте­рес и возможности реального включения в новую игру обеспечивает истин­ную мотивацию в изучении языка детьми.
Е. И. Негневицкая сформулировала основные требования к игре на иностранных языках как особому виду детской деятельности: 1. Наличие воображаемой ситуации, воображаемого плана, в котором будут действо­вать дети (перемещение во времени, в пространстве, воображаемые обстоя­тельства), а также ролей, игровых предметов. 2. Обязательное осознание детьми игрового результата (что именно будет достигнуто в результате иг­ры). 3. Осознание детьми правила, соблюдение которого позволяет дос­тичь требуемого результата. 4. Возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры.
При этом важен учет следующих обстоятельств: 1. Учитель должен точно знать, какой именно навык, умение тренируется (применяются) в иг­ре. 2. Игра должна поставить ребенка перед необходимостью мыслительно­го усилия. 3. Не обязательно давать детям правила речевой игры в строгих формулировках - таким правилом может стать образец речи педагога. Но это образец для творческого, а не механического подражания. 4. В обучении дошкольников и младших школьников не следует пользоваться системой отметок. 5. Выбор игры должен органически вплетаться в план занятия.
В организации процесса обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста учитываются следующие основные положения (специ­альные принципы): 1. Устный путь обучения, т.е. обучение без чтения и письма, должен быть основным и опережающим в процессе обучения детей иностранному языку. 2. Тема­тика устной речи должна быть близка жизненному опыту детей. 3. Обуче­ние произносительным навыкам должно осуществляться путем имитации. 4. Наглядность является и способом семантизации материала и опорой для построения собственных высказываний. 5. Частая повторяемость языково­го и речевого материала. 6. Использование хоровой и фронтальной работы, поощрение речевой деятельности учащихся, введение элементов игры в учебный процесс, создание благоприятного психологического климата.
При обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста ино­странному языку максимальное внимание уделяется наглядности. Жела­тельно, чтобы слуховой образ обязательно подкреплялся его зрительным вариантом.
Одним из основных навыков является произносительный навык. При овладении произношением важно, чтобы дети не только правильно произ­носили, но и узнавали требуемые звуки, не думая об этом специально, делая это автоматически.
Для овладения навыками произношения ребенку нужно иметь критерии правильного узнавания и произнесения. Единственный способ, который по­зволяет сделать осмысленным то и другое, - включение звука в состав слова.
При формировании лексических навыков большое значение имеет орга­низация переноса усвоенных лексических единиц в речь детей. Используя способность детей быстро запоминать целые четверостишия, рекомендуется немедленно после разучивания того или иного стихотворения переносить содержащиеся в нем слова непосредственно в речь учащихся. Одним из аспектов, требую­щих особого анализа, является обучение грамматической стороне устной речи.
Недостаточность развития механизма оперативной памяти у детей при­водит к необходимости использования зрительных опор с целью обеспече­ния высказывания. Опоры представляют собой знаковую модель предложе­ния, состоящую из следующих элементов: квадрата, треугольника, круга и заштрихованного круга. С помощью символов учащимися представляется фразовый контур высказывания в обобщенно-абстрактном виде, что позво­ляет детям одновременно иметь перед глазами компонентный состав пред­ложения и отбирать содержание конкретного высказывания, а также языко­вые средства в связи с различными структурами типовых фраз.
Лексической и фонетической стороны - имитативным путем; грамматике - аналитико-имитативный путь. Для активизации мыслительной деятельности, повышения уровня мотивационной заинтересованности в изучении иностранных языков - игровая деят-ть, основанная на учебно-речевых ситуациях.
Игровые ситуации, таким образом, позволяют активизировать речемыслительную деятельность детей на уроке, интенсифицировать процесс обу­чения. Приобретенные на занятиях иностранного языка навыки иноязычной речи помогают детям повысить культуру родной речи, способствуют их ум­ственному развитию, а также морально-эстетическому воспитанию.


  • на главную


    Сайт управляется системой uCoz