34. Основные отечественные УМК по иностранным языкам. Назвать и охарактеризовать основные учебники и позиции их авторов.

Критерий анализа учебников
Ср-ва обуч.: д/учителя, д/учащихся.
Осн. назнач. ср-в: создать иллюзию приобщения к естеств. языковой среде.
Ср-ва: основные (учебник, упр-ния, урок), вспомогат. (аудитианые, визуальные, аудиовизуальные материалы).
Т.о. к ср-вам О. относится  весь арсенал учебных орудий от раздаточного материала до ЭВМ.
Эффективность РДМ (раздаточно-дидактич. материал) зависит от:
1) знания учителем программных требований д/данного типа группы
2) знание языкового уровня данного класса
3) кол-во учащихся à interaction type of work
При высоком уровне подготовки и 10 чел. в группе à мин. кол-во опор (критерий убывания опор).
4) знание учителем всех компонентов УМК
Вывод: ср-ва О – методически значимый компонент с-мы ОИЯ.
Принципы создания с-мы ср-в ОИЯ
1) пр. ф-циональности обеспеч. ф-ционирование каждого компонента и с-мы в целом
2) пр. сознат-ти и творч. активности учащихся
3) пр. наглядности
4) пр. положит. эмоц. фона
5) пр. индивид. перехода к обучаемым и дифференциации в О.
УМК – микромодель с-мы ОИЯ, действующая в конкретный истор. период.
1961 – 1 УМК
1981 – новые УМ Кд/всех ИЯ. В комплекте 10 компонентов, построенных на принципе ф-циональности: вооружить учащихся нов. ср-вами общения.
90гг – гос. стандарт по изуч. ИЯ: новая целевая доминанта – чтение.
Совр. УМК включ. компоненты: учебник, teacher’s book, reader, activity book, комплекс аудиокассет. Важн. компонент – книга д/учителя.
3 раздела:
1. введ., где автор раскрывает цели, задачи, содерж. учеб. работы в данном году обуч. Раскрывается осн. учеб. материал (кол-во ЛЕ, граммат. стр-ры). Описание орг-ции учеб. процесса. Опис. стр-ру и назнач. каждого компонента УМК.
2. осн. часть – вся методика. Главы соответствуют опред. разговорным темам, упр-ния дозируются по урокам, предполагаются планы урока + метод. рекомендации à это не готовые планы. Нужно учитывать индивид. особ-ти. Этот план – абстракт. модель. В него заложена стр-ра урока.
Методич. рекомендации важны, т.к. автор предлагает свои способы и приемы семантизации, введения нового лексич. или грамм. материала.
3. весь справочный материал (все виды дополн. упр-ний – фонет. зарядки, рассказы д/аудирования).

Учебник.
Форма метод. орг-ции предъявляемого содерж. О. Осн. источник инфо д/учащихся, руководство д/учителя.
Требования к учебнику. Хар-ки.
1) уч. д. соответствовать целям и задачам О. определенным в программе.
2) иноязычн. учебн. материал д.б. отобран и организован в соответствии с целями и задачами и соответствовать эт. О.
3) процесс формир. иноязычн. навыков и умений д.б. рационально организован
4) уч. д. формулировать конкретные метожы учения.
5) в уч. д.б. реализованы идеи гуманизации образов. (т.е. уч. д. иметь ориентацию на развитие личности учащегося и д. учитывать особ-ти обчаемых).
6) идея интеграции дисциплин, межпредметн. связи (ист., лит-ра)
7) креативность в обуч., развитие иноязыч. способностей
8) проективность в О. Общение на языке, встроено в экстралингвист. деят-ть.
Овладение проектной к-рой:
1. наличие замысла
2. планирование
3. выбор приемов, способов, методов
4. исполнение плана
5. оформление проекта
Это учит творч. подходу к орг-ции О. Учит прогнозировать материал, его варианты. Дается мало готовых текстов, учащиеся сами конструируют тексты.
Выводы: в данных УМК исп-ся лучшие соврем. метод. идеи: проблемность в О, разнообразие способов и приемов в УМК, где заложено учение с удовольствием. В них есть эгофактор (возм-ть у учащихся высказать все, что они хотят). Оригинальные тексты (комиксы, настольные игры, интересные письма, рецепты – программные материалы).
Идея авторов: learning must be fun but not all the time.
Критерий проблемности в УМК: яз. материал исп-ся д/выполнения заданий, хар-ся новизной результата и новыми способами его достижения.
Учения с удовольствием: ярко представл. в дом. заданиях (головоломки, шутки, викторины).
Но: нельзя, чтобы все время была игра (все в меру). Важно муз. сопровождение на уроке.
Стр-ра учебника:
Базовые учебники под ред. Кузовлева “happy English”, д/классов с углубл. изуч. – Богородская, Хрусталев, д/старших классов – Старков.
Широкое хождение имеют заруб. учебники: World Class, English Together, Headway.
Учебник содержит:
1) тексты (д/обуч. чтению и обуч. уст. речи). Учею текст – текст, с-вленный на материале усвоенного учащимся лексич. материала, соотв. целям О. Прагматич. тектсы (рецепты, меню).
2) прагматич. тексты
3) речевой и языковой материал в виде речевых образцов
4) информ. материал (правила, комментарии).
Правила:
1) д/создания ориентировочн. основы действия (правила-инструкции)
2) правила д/с-матизации приобретенных ранее знаний
3) правила д/самост. огсмысления из. материала (с исп. грам. справочника).
Особое внимание у Кузовлева: самооценка.


  • на главную


    Сайт управляется системой uCoz