29. Урок ИЯ как основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Особенности и структура современного урока ИЯ.

Урок ИЯ – опр. отрезок учеб. работы, на протяж. кот. осуществл. достижение опр. коммуник., общеобр., восп. целей путем выполнения заранее спланированных упр-ний индивид. и группового хар-ра.
Каждый урок д. иметь четкую и конкр. цель, включ. 3 компонента: что необходимо усвоить, в каком объеме, с каким уровнем автоматизации.
Осн. компоненты урока:
- орг. момент
- введ. нового материала
- его тренировка, формир. навыков и их контроль
- развитие соотв. реч. умений, их контроль
- формулир. и запись ДЗ
Компоненты не следует путать с этапами урока: котроль не явл-ся этапом.
Особенности урока ИЯ:
1) ИЯ – не только цель, но и ср-во обуч. и педагог. общения à желательно ведение урока на ИЯ
2) осн. содерж. урока ИЯ – упр-ния – д. носить коммуникативный хар-р
3) 2 вида деят-ти учащихся: коммуникат., познават. когнит.
4) ситуат. обусл-ть язык. материала/реализация 2 принципов: коммуникат. направл-ть, ситуативная обучл-ть.
5) комплекс. обуч. разл. сторонам ВРД
Треб. к совр. уроку ИЯ
1) коммуник. направл-ть (КПД урока – РД учащихся)
2) ед-во целей (на каждом уроке желательно вводить эл-ты к-ры ИЯ)
3) целенаправл-ть урока
4) методич. задача урока – разв. оеч. умений происходит в соответствии.
Методич. задача – проблемн. ситуация, в осн. кот. противоречие м/у тем, что знают/умеют учащиеся и тем, чему они д. Научиться. Данное противоречие решается с пом. опр. методов приемов упр-ний
5) целостность урока (учет принципов достурности и постеп. нарастание трудностей). На уроке д.б. первичн. проверка материала, подведение итогов, текущий контроль. Контроль на уроке ИЯ д. носить обуч. хар-р. Стимулирующая ф-ция контроля.
6) адекватность упр-ний формируемым навыкам и умениям (последовательность упр-ния)
7) динамичность урока (творч. активность обучающихся) (опора на предыдущ. усвоенный материал) (ранее сформир. навыки и умения). Динамика деят-ти учителя: речевое, нереч.
8) незавершенность урока (ДЗ дается д/закрепления навыков, умений и знаний, кот. нарабатывались на данном уроке).
9) комплекс. орг-ция материала. Ед-ца обуч. – РО
10) учет возраст. особ-тей учащихся и хар-ра кажд. ступени
Урок АЯ имеет след. стр-ру (3-5 этапов):
Ход урока:
I подготовка учащихся к ин. деят-ти на АЯ
1) приветствие учителя носит творч. хар-р
2) фонет. зарядка – снятие фонет. трудностей, поговорки
3) реч. подготовка – все виды подготовит. упр-ний
II введение нового язык. материала
1) 10-15 мин – нов. материал, контроль понимания нов. материала на РЯ
III осн. этап
1) отработка ранее введенного матер. и овлад. учащимися отд. ВРД на уроке
IV если введ. на 2 эт. новый материал оказался оч. сложным, то будет иметь место повторное введение нов. материала – отсроченное аудирование
V заключит.
1) формулир. ДЗ (идеальная модель – снятие трудностей)
2) подведение итогов (желательно оценивать каждого ученика по конкр. ВРД по ходу урока)
Огр-ц. конец урока: чему мы научились?
(по статье Сучковой Г.А., Румянцевой Н.М. "Урок в процессе обучения РЯ иностранных учащихся)
Урок иностранного языка в большей степени, чем урок любого другого учебного предмета, является ведущим средством обучения, т.к. прежде всего на уроке учащийся получает возможность пользоваться языком как средством общения. Урок – это единица учебного процесса. Но урок – это ещё и основная форма организации учебного процесса. Урок – это коллективная работа. В отличие от домашней и лабораторной работы урок ведётся под руководством преподавателя.

Цели урока РКИ. Главной конечной целью обучения РКИ, коммуникативной целью, является формирование умений учащихся владеть тактиками решения типовых задач в актуальных сферах общения. Языковая цель – умение строить, анализировать предложения на изучаемом языке. Речевая цель – владение основными видами речевой деятельности. Эти цели рассматриваются как промежуточные, но не конечные цели обучения. Цель урока является конкретной частицей конечной цели.

Конкретность цели урока связана с возможностью её реализации на конкретном занятии. Следовательно, нельзя считать реальной целью урока развитие вообще разговорных навыков, навыков чтения или навыков письма. Понимание цели урока должно опираться на учёт двух важнейших особенностей урока – обучения речи и комплексности.

Поэтому один конкретный урок будет представлять собой лишь определённый этап в формировании умений и навыков речи. Речь, в свою очередь, формируется на определённом языковом материале, поэтому, определяя цель урока, необходимо определить и языковой материал, на котором будет происходить развитие конкретных умений и навыков. Главной задачей русиста, ведущего практикум в иностранной аудитории, является обучение умению общаться. Для того чтобы развить подобные умения, нужно сформировать навыки, лежащие в их основе. Цели отдельного урока необходимо конкретизировать, указывая тот материал, который должен быть усвоен. Например:

Цель урока: формирование грамматических навыков говорения с использованием глаголов движения.

Языковой материал: глаголы движения в русском языке: однонаправленное и разнонаправленное движение.

Неоправданными представляются рекомендации, предлагающие на уроке много целей. Единственная ведущая цель делает урок логичным. Кроме ведущей цели, урок имеет и сопутствующие задачи. Неправомерно также определять цель отдельного урока безотносительно ко всей системе уроков. Задачей цикла уроков может стать развитие навыков и умений устной речи и чтения на материале определённой темы и на конкретном языковом материале. Тема может оставаться неизменной на протяжении ряда уроков. Новым на каждом уроке может быть языковой материал и вид речевой деятельности.

Т.о., цель конкретного урока иностранного языка определяется теми новыми умениями, которые формируются в ходе данного урока, в пределах определённой системы уроков, на определённом языковом материале.

Понятие урока и системы(цикла) уроков. Весь учебный процесс строится на основе речевых тем. Цикл занятий объединён тематически, в его основе лежит содержательно-коммуникативный принцип. Материал распределяется по урокам в соответствии со ступенями формирования необходимых речевых навыков. Такое планирование позволяет преподавателю представить перспективу работы. Итогом работы над циклом является качественно новая ступень в развитии речевых умений.

Необходимо представлять себе объём изучаемого материала в рамках цикла. С этой целью: 1) определяют и выделяют слова и структуры, которые должны быть изучены в данный отрезок времени для развития требуемых навыков и умений; 2) отбираются ситуации, образцы, по которым будут вводиться грамматические или лексические единицы, которые должны быть типичными, важными и частотными для данной темы; 3) отбирается материал для тренировки: виды заданий, их последовательность; 4) отбирается материал, на котором происходит развитие навыков и умений в различных видах речевой деятельности.

Цикл м.б. 3-6 уроков. На начальном этапе – 2/3 урока, на среднем – 5/6 уроков. Весь объём работы распределяется по этому циклу.

I урок. Введение новой темы, новой лексики, конструкций. М.б. вступительная беседа, текст преподавателя с вопросами м.б. текст для аудирования. Новый материал, предъявляемый преподавателем, сразу же повторяется учащимися. Рекомендуется вводить новый материал в начале урока: это даёт возможность выделить время на тренировку, а также облегчает проверку на этом же занятии качества усвоенного.

II урок. Работа над грамматикой. М.б. изучающее чтение текста.

III урок. Более активный выход в речь. Диалоги, беседа, пересказ, рассказ по аналогии, рассказ на основе нескольких текстов.

IV урок. Обобщение, повторение. Выход в письменную речь. Подведение итогов по всем урокам. Сочинение преимущественно домашняя работа.

Структура урока. Вопрос о структуре уроков РКИ не сводится к выработке единой схемы, обязательной для всех уроков. Одни этапы урока постоянны, другие варьируются. Постоянным этапом урока может стать установка и речевая зарядка, т.е. способы введения, "погружения" в атмосферу языка. Такая подготовка состоит из различных упражнений, преимущественно устных, хотя не исключаются и письменные (например, запись на доске и в тетради даты урока, дня недели). При таком начале урока все учащиеся сразу включаются в работу. Полезно начинать урок с фонетической зарядки.

Атмосфера общения, созданная в начале урока, должна поддерживаться в течение всего урока. При этом важная роль отводится установкам. Установки – это такие действия преподавателя, которые связаны с побуждением к учению, с инструкциями, организацией, контролем и оценкой работы во время урока. Установки должны носить коммуникативный характер.

Целесообразна такая последовательность этапов работы на уроке: введение в "атмосферу" языка; объяснение нового материала и учебные действия с ним; упражнения на закрепление и активизацию нового материала; объяснение и запись домашнего задания; подведение итогов урока; оценка работы на уроке каждого учащегося.


  • на главную


    Сайт управляется системой uCoz