26. Дидактические основы ОИЯ.

ДООИЯ – совокупность принципов, входящих в метод.
Принцип обуч. – преобразованная з-номерность ОИЯ как ср-ву обуч. с учетом конкр. цели.
Совокупность ф-ционально-взаимосвяз. принципов, кот. находят отражение во всех компонентах УВП (уч-воспит. процесс) образует с-му.
Осн. компоненты УВП: цели, содерж., методы, приемы, ср-ва, формы обуч.
Кажд. с-ма обуч. опирается на опр. стратегию, т.е. имеет свой подход (коммуникативно-деятельностный личностно-ориентированный подход – осн. д/России). Он имеет неск. вариантов реализации.
При коммуникат. подходе выдел. след. принципы обуч., кот. с-вляют основу всех дидактич. с-м:
1) обще-дидактические (отражают общие з-номерности процесса обуч. любому предмету)
2) собственно-методич. (отраж. срецифич. з-номерности ОИЯ – разработаны в 60 гг 20в.)
Дидактич. принципы были сформулированы Каменяким в кн. Великая Дидактика.
Принципы обуч. соврем. дидактики.
1. Воспитывающее и развивающее обуч. (проявляется в содерж. обуч., в учебн. материале, в методах. Задачи обуч. при этом учитываются).
2. С-матичность, последовательность, научность, доступность (проявл-ся в содерж. обуч.).
3. Сознательность, наглядность, активность (проявл-ся в методах и ср-вах обуч.. Учет влияния родного яз. Редко проявляется в грамматико-переводных и сознательно-сопоставит. методах – Щерба).
4. Прочность, действенность знаний (в результатах обуч.)
Принцип сознательности – с ним тесно связана проблема влияния РЯ.
1) сознательность в овлад. языком
2) сознательность в пользовании языком
На созн. подходе в ОИЯ настаивал Беляев: навыки и умения на созн. подходе формируются при осмысл. процесса их образования.
Артемов: т.о ед-ве язык. правила и реч. действия в ОИЯ. Сторонником созн. п. был ак.Щерба. Совр. понимание принципа созн. также связано с исп-м РЯ.
Устранить полностью РЯ не возможно, он может учитываться и грамотно исп-ся в след. ситуациях: при ознакомлении с новым материалом (термины, слова-реалии, гл. ч-в и движ.); д/контроля понимания.
Сознат. д.б. тренировка материала, его комбинирование, применение. Сознательно учащиеся д. овладевать приемами см.р. по ИЯ.
Принцип активности: связан с пр. созн. При обуч. ИЯ каждый обучающийся д.б. вовлечен в реч. деят-ть.
Согласно т. установки учащиеся д. ч-вовать потребность в изучении предмета.
В процессе ОИЯ различают: интеллект., эмоц., речевую активность.
Правила реализации пр. активности:
- сохран. и развитие мотивации к изуч. ИЯ. Д/этого важно подводить + итоги каждого урока, поощрять учащихся.
- вовлеч. каждого учащегося в активную рече-мыслит. деят-ть за счет сокращения реч. активности учителя.
30% говорит учитель (все виды целевых установок, рассказ на аудирование, оценка), ост. – ученики.
Режим работы – вид и форма взаимодействия: T-S, S-S, T-Cl.
Групповые, парные виды взаимодействия оч. популярны. Интерактивные формы. Роль учителя: on background, он информатор.
Вывод: усл. реализации вышеупомянутых аспектов: ведение урока в динамичном темпе ср-вами ИЯ.
Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления, обощения материала учащимися.
Наглядность: внутр. (контекст), внешняя: языковая/лингвистич. (ключ. слова, РО, план высказ., серия ??, текст, значки транскрипций, таблицы, схемы), неязык./экстралингв. создает срдерж. высказ. (серия картинок, фильм), смеш. (диафильмы, озвуч. фильмы, картинки с подписями).
Лингвист. наг. по анализаторам: слух./вед/ (роль инояз. речи учителя. В ин. речи учителя д.б. реализован принцип коммуникат. нагл. – во всех репликах учит. д. присутствовать активная лексика и актив. грам. конструкции, т.к. учит. демонстрирует ф-циональность данных ед-ц в речи. необх. продумывать все ориентир. замеч. учит., необх. предлагать образцы звуч. печи др. лиц (диалог м/ж голос); зрит. (колоссальный всплеск мотивации, наг. не д. присутствовать весь урок); смеш.


  • на главную


    Сайт управляется системой uCoz