25. Лингвистические основы обучения ИЯ. Отбор и способы организации учебного материала.

В психолог. лит-ре РД – реализация общ-венно-коммуникативной деят-ти людей в процессе их вербального общения.
Способами реализации РД или ВРД явл.:

  1. аудир
  2. говорение
  3. чтение
  4. письмо

Речь (говорение) в верб. общении – способ формирования и формулирования мысли поср-вом конкретного языка д/ других и д/себя (думание, внутр. речь).
è РД – де-во плана содерж. и его язык. реализации, т.е. плана выражения ср-вами ИЯ.
Психофизиологич. осн. речевого мех-ма явл. ф-ционирование совокупности анализаторов:
- слуховой. слух. наглядность è выс. требов. (образцы звучащей речи) к филологич. способности учителя (фонетика)
- речемоторный
- зрительный
- двигат.
Вед. роль – слухоречемоторный анализатор.
В зависимости от способа реализации РД и ее коммуникат. ф-ции (по способу передачи инфо): ВРД:
- продукт. (экспрессивные), в кот. формулируются мысли д/других в устной форме (говорение) или письм.
- рецептивные (чтение, фудирование), в них инфо воспригимается и понимается в уст. форме или письм.
В экспрессив. ВРД индивид идет от содерж. смысла к язык. ср-вам ее выраж., в рецепт.  идет от язык. ср-в к содерж., смыслу, заключ. в них.
Во всех ВРД обнаруживается участие речемоторного и слухового анализаторов в виде внешн. речи (при говоренипи оечемотор. + слух. в виде внешн. речи или в виде внутр. речи при чтении, слуш., письме).
С проблемой лингвистич. основ связана проблема отбора и орг-ции реч. материала.
Лингвистич. основой любого метода можно считать язык. и реч. материал, оптимально орг-ванный в соответствии с принципами данного метода, целью обуч., з-номерностями изуч. языка, с учетом специфики обучаемой аудитории.
Способы отбора и орг-ции реч. материала:
1. аспектн. подход – яз. делится на 3 асп: фонет, лекс., грамм. Счит-ся, что яз. т.о. легче усваивается и синтезируется успешнее при его ф-ционировании.
Истоки подхода: - не проводится грань между понятиями язык и речь. Объект усвоения – язык; - сознательность понимается как сознат. усвоение з-номерностей устр-ва языка, как сопоставление их с таковыми в родном языке и как обуч. на осн. знания граммат. правил à орг-ция материала в самих аспектах.
ГСР (грамм. стор. речи): материал отбир. в соотв. с с-мой его орг. в грамматике.
Неслучайно асп. орг-ция материала явл. лингвист. основой всех переводных методов и сознательно-сопоставит. методов.
Асп. орг. материала адекватна, если цель обуч. сост. в усвоении языка как с-мы. Если данный способ преим. при орг-ции речи, он не дает ожидаемых результатов.
Но асп. орг. сохраняется в спец. ВУЗах, кот. готовят специалистов в обл. языка (СКФ, СКГ).
2 стр-рный п.
Истоки: сугубо лингвист.
Авторы: Фриз, Старков, Шкляева
выделили стр-ры и орг-зовали их в т.н. стр-рн. группы.
Р.Ладо: языки отличаются именно стр-рами. Каждый язык обладает собств. с-мой к-р га всех уровнях.
+: стр. п. обратил внимание на стр-рность языка à толчок к моделир. языка в целях описания его стр-ры (прикладн. лингвистика, машинный перевод).
выдвиж. на 1й план грамматики как строя языка, а не как науку об этос строе (гр. изуч-ся д/владения языком, лексика на 2м плане)
-: усвоение Т стр-р в группах ведет к иск-венной речи на нач. этапе, к механ. манипулированию стр-рами.

ОМК Старков
This is a desk. (синтакс. ф-ция – указание на объект). Т-Т – задать все типы ?? к этой стр-ре __> развернуть ГС в стр. группу.
- общий
- алтернативный
- разделит.
- спец.
Учитель дает краткий ответ. Закончив: отрицат. конструкция, кот. показывает возм-ть исп-ния логич. ударения.
-: ф учебн. дается 500-1000 стр-р.
3 чтр-рно ф-циональный подход.
ф-циональн. направл-ть в обуч. речи популярна.
В осн. функ. подхода по опред. Лернтьева лежат правила перехода от данного содерж. к разл. формам его выраж.
Инесса Льв. Бим: необходимо показать не только как устроен язык, но и как он употребл-ся.
Это цель, кот. закл. в коммуникативности, кот. выражена во фразе, часто предопределяет лексич. наполн. фразы à классифицировать реч. модели по обошенной цели комм-ции (назв. предмета, кач-в. хар-ка предмета, указание на обладание данным предметом).
Данный подход широко применяется при обуч. говорению и чтению. Функ. подход широко применяется при обуч. чтению. Здесь отобраны наиб. употребит. стр-ры и лексич. ед-цы, кот. исп. в осн. функц. типах чтения: художеств., науч-поп, общ-полит (публиц), прагмат (меню, рецепты).


  • на главную


    Сайт управляется системой uCoz