22.Специфика ОИЯ, цели ОИЯ.

Специфика
1) сложность и многоаспектность ИЯ.
Щерба: обуч. ИЯ – обуч. деят-ти, кот. явл. ф-цией того или иного чел. кол-ва.
Если осн. предметы дают знания, формир. нереч. навыки, то на уроках ИЯ д.б. сформулированы коммуникат.-реч. навыки и умения. Любой ИЯ безграничен, хар-ризуется единой ф-цией: цель, ср-во обуч. и предмет изуч.
В современной методике принято выделять три цели обучения: практическую, общеобразовательную и воспитательную.Практическая цель обучения означает прежде всего практическое овладение языком как средством общения. С помощью практической цели обучения характеризуют ряд умений, необходимых для успешного овладения языком. Это умения пользоваться литературой, работать со словарем, владеть приемами, обеспечивающими запоминание слов и правил и их извлечение из памяти. Таким образом, в процессе достижения практических целей преподаватель должен уделять внимание и формированию у учащихся умений технологического характера, облегчающих овладение языком.
Цель достигается путём решения множества задач. Задачи обучения – это объективное отражение целей обучения применительно к конкретному этапу и условиям занятий. В рамках одной и той же цели могут решаться разные задачи обучения. Каждая задача ставится с учётом достижения общей поставленной цели. Задачи формулируются в виде перечня знаний, навыков, умений.
1.      Коммуникативная: понимать речь носителей языка, владеть устной диалогической и монологической речью, читать вслух и про себя неадаптированный текст без словаря, писать сочинение, реферат, конспект, тезисы, делать адекватный перевод на родной язык и на р.я. иностранного текста.
2.      Филологические задачи: систематизация и углубление знаний по теории
3.      Профессиональная: развитие навыков и умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
4.      Мировоззренческие: реализуются при изучении обществоведческих дисциплин, посещении музеев и т.п.
5.      Страноведческие
Общеобразовательная цель обучения заключается в осознании учащимися многообразных способов выражения мысли, присутствующих в разных языках, что делает мыслительный процесс более гибким, развивает речевые способности учащихся, обогащает их речь языковыми средствами для выражения мыслей. Общеобразовательная цель – это также и использование языка для повышения общей культуры учащихся: знание культуры, истории и современной ситуации, географии страны изучаемого языка.
Воспитательная цель обучения проявляется в формировании личности учащегося, развитии чувства взаимопонимания между народами, а также в формировании умения работать, усидчивости, работы со словарём.
Единство практической, общеобразовательной и воспитательной целей позволяет избежать односторонности в обучении, когда практические цели обучения решаются без учета общеобразовательной и воспитательной или общеобразовательная цель решается за счет практической.
Цели:
1) коммуникат.
В ходе реализации осущ. общеобразовать. цель урока: расшир. общего кругозора, формир. и разв. филологич. кругозора учащихся, разв. язык. догадки.
Развиваем мыслит. процессы: память, внимание, навыки самост. работы, коммуникат. способности учащихся.
2) воспит. – развитие эмоц. сферы учащихся. Важно реч. и нереч. поведение учителя. Источник воспит: темы и текст
Цели определ. содерж. обуч., цели материализуются в содерж. обуч. Сод. обуч. отражено в учебниках, программах, пособиях, в самом педагог. процессе.
Соц. заказ à цели à содерж. обуч.
Цели обучения иностранным языкам формируются программой по иностранным языкам (1994г.) и определяют собой общую стратегию обучения.
Программа по иностранным языкам определяет цель обучения иностранным языкам в средней школе следующим образом: развитие личности школьника, его способностей и желаний участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой иноязычно-речевой деятельности.
Гос-венный стандарт по ИЯ призван определить общую часть содержания образов. по предмету при наличии разл. программ, учеб. планов и учебников и с-вить осн. для разв. дифференциации обучения ИЯ. Т. о., Гос-венный стандарт играет организующую и координирующую роль на двух уровнях рассмотрения с-мы обуч. ИЯ: как совокупности образоват. процессов и как совокупности об­разоват. учреждений. Во втором случае Гос. стандарт обеспечивает обязательное ядро содержания обучения ИЯ, независимого от типа учебного заведения. Это дает возм-ть сохранить единое образоват. пространство в многона­ц. и полик-рном об-ве, стимулировать диффе­ренциацию образов. и сохранить преемственность в обуч. предмету по разным моделям и вариантам. Если проблема уров­ней владения ИЯ применительно к отечественным условиям обу­чения находится еще в процессе своего решения, то базовый уро­вень владения ИЯ получил свое воплощение в проекте Гос. образоват. стандарта по ИЯ.
Разработка и публикация данного доку­мента имеет большое значение. В нем сделана попытка соотнести мировой (европейский) опыт в определении базового уровня вла­дения ИЯ с отечественными условиями обучения. Проект имеет открытый характер. Он прошел массовое рецензирование со стороны ученых и учителей.
Проект есть некая гипотетическая модель базового содер­жания обучения предмету, представляющая взаимосвязи между ф-циональными обязанностями и возм-тями гос-ва в сфере образоват. услуг и потребностями и возм-тя­ми обучаемых. Поэтому базовый компонент содержания образо­вания по ИЯ, представленный в проекте, предполагает наличие как бы двух уровней: макс, т.е. того, что может пред­ложить учащимся школа в ходе учеб. процесса, и мин, ниже которого опуститься нельзя.
Проект Гос. стандарта, разработанные на его основе аттестационные требования к базовому уровню владе­ния ИЯ реализуют новый подход к освещению прагматичес­ких аспектов обучения ИЯ. Прагматизм в его новом звучании про­является в том, что цели и содерж. обуч. определяются с т. з. возможного выхода на реальное общение с носителя ми изуч. языка и с аутентичными источниками инфо. В кач-ве целевой доминанты выделяется чт., как наиболее  реальный и, с методической т. з., доступный вид речевой деят-ти в условиях обуч. ИЯ в нашей стране, т.е. в усло­виях достаточной удаленности от стран изучаемого языка.
Прагматизм в определении целей и содержания обучения ИЯ проявляется также и в том, что в области обучения чтению и аудированию преследуются задачи научить учащихся понимать аутентичные тексты с разным уровнем проникновения в их содержание. Речь идет не только о полном и точном понимании информации, но и об умении понимать основную информацию, а приме­нительно к чтению — об умении извлекать нужную/интересую­щую ученика информацию.
В требованиях к базовому уровню владения письмом, наряду с традиционно принятыми целями научить школьников делать выписки из текста, составлять и записывать план прочитанного или прослушанного текста, ставятся задачи развить у учащихся умение письмен­но заполнять формуляр, написать личное письмо/открытку.
Спор­ные моменты. Так, в Проекте предпринята попытка реализовать уровневый подход к определению целей содержания обучения. Сущ-венным является также и то, что авторы Проекта, наря­ду с реализацией прагматических аспектов обучения ИЯ в их но­вом понимании, заявляют также цели обучения предмету, отража­ющие его (обучения) общеобразоват. ценность. Впервые в документе подобного рода сделана попытка представить воспит.-образоват. потенциал ИЯ с т. з. значимос­ти приобщения ученика к к-ре страны изучаемого языка.
Т. о., если оценивать значение рассматриваемого до­кумента в целом, то можно сказать, что в нем впервые по-новому заявлены цели обучения ИЯ. Стратегической целью обучения предмету является развитие у школьника коммуникативной спо­собности на изучаемом языке, ядро которой составляет коммуни­кат. компетенция. Правда, авторы не могли учесть специфики межкультурной коммуникации.


  • на главную


    Сайт управляется системой uCoz