16. Обучение технической стороне чтения.

Работа над чт. вслух предполагает разв. навыков техники чт. Обуч. чт. вслух:
1) обуч. слову
2) обуч. реч.
3)
4) чт. учеб. текстов с пост. усложнением содерж.
Техника чт. предполагает знание: алфавита, правил чтения и их искл., фонет. навыки, интонац. маркировка текста, умения антиципации слова, рецептивные (ЛЕ, грамматика, фонетика).
Некот. авторы относ. сюда навык работы с произносит. словарями.
В процессе обуч. чт. след. учитывать положит. перенос мех-мов соотнесения графич. образов слов с их рече-моторно-звук. знанием и образом.
Трудности, возник. при обуч. ст. вслух:
1) узнавание новых граф. знаков и их озвучивание. Учитель – эталон. Лингофоничность учителя – умение правильно давать произношение.
2) артикуляция – фонет. зарядка
3) правильное чтение вслух слов (постановка ударения). НЛЕ записывать в транскрипции.
4) правильное чт. отд. пр-ний (интонирование, логич. ударение).
Др. причина, порожд. трудности, - расхождение м/у звуковой и графемной с-мой из.яз.
Навыки озвуч. текста формир-ся в упр-ниях, адекватных психол. природе этих навыков.
Критерии контроля техн. чт.
1) наличие у учащихся прочных ассоциативн. связей м/у буквами и звуками

2) владение с-мой правил чт. (беглое чт. незнакомых слов, о кот. нужно заранее предупредить)
3) владение навыками интонирования, владение ритмом
4) преодоление направл-ти внимания читающего на артикуляцию (легкость, выразительность чтения)
Обуч. чт. приемом визуальное чт.
Чт. про себя, при кот. внутр. проговаривание сокращено до мин., если исп-ся прием сопутствующего аудирования.
Учащиеся слушают чтение тектса диктором, при этом следят за чтением по учебнику.
Учащимся сообщается коммуникатив. задание. Сопутствующее аудирование в данном случае – ср-во обуч. – оно будет обеспечивать прав. восприятие и понимание читаемого. Образцовое чт. диктора демонстрирует учащимся смысловые группы текста правильной постановкой фраз. ударения и показ. размещение интонац. фраз. Второй стороной чтения явл. понимание читаемого.
В методике выдео. интуитивное (непосредств.) и дискурсивно-логич. понимание читаемого.
Интуитивное – хар-ся одновременностью процессов восприятия и осмысления.
Дискурсивно-логич. предполагает некоторое отставание процесса осмысл. от процесса восприятия. Осмысление труд. текстов наступает в результате предварительного лексико-грам. и стилистич. анализа отд. частей текста.
Т.о., словоанализ – снятие трудностей.
В методике выделяются: понимание на уровне значения, понимание на уровне смысла.
С учетом хар-ра текста и от вида чтения выделяются 4 уровня понимания содерж. текста:
1) предметный (что, с кем)
2) предметно-логич. (с какой целью)
3) субъективно-оценочный (отношение автора к излагаемым событиям)
Учитель оказывает реч. поддержку, дать мин РО
4) побудительно-коммуникат. (отнош. читателя к содерж., какую цель ставит автор)
Типы текстов: худож., науч.-попул., общ-полит., функц. (прагмат.)
Огромную роль играет дом. чтение. Оно бывает: аналит., синтет., бесперевод./перевод. Явл-ся не только целью, но и ср-вом обуч.
Важн. задача – развитие у учащихся умения читать с непосредств. пониманием.
Параметры: бесперводность, синтетичность, частичная или полная подготовленность материалов текста.


  • на главную


    Сайт управляется системой uCoz