14. Монологическая речь как вид речевой деятельности.

МР присуща контекстность, ситуативность.
Контекстность – МР строится в осн. без учета ситуаций экстра-лингвист. хар-ра, но м.б. ситуативно окрашена.
Разновидности ф-ций МР
- информат. – сообщение новой инфо, знаний. Реч. продукт – поветствование, описание, комментирование
- воздейственная – убеждение слушающего, побуждени, предотвращение
- оценочная – оценка событий, явлений
- экспрессивная
- развлекательная
- ритуально-культовая
Лингвист. хар-ка МР: полнос-вность, разностр-рность, разверн. изложю мысли.
По коммуникат. цели различают: мон. сообщение, описание, рассуждение, повествование, убеждение.
Д/того, чтобы ученики овладели этими высказыв., они д. обладать след. умениями:
- умение связного высказыв., кот. предполагает владение опр. язык. ср-вами: владение связующими эл-тами.
Наиб. актуальность д/школы имеют МР след. видов: описание и сообщение учащихся о себе, своих интересах, школе, родн., городе, регионе.
Осн. цель обуч. МР – обучаемые д. овладеть умением МР, под кот. понимается коммуникативно-мотивированно, логически последовательно и связно, полно и правильно в языков. отношении излагать свои мысли в уст. форме (фонет. правильность, лексич. исп-ть, граммат. пр-ть).
2 этапа обуч. МР
1. овладения основами М. высказ.
2. совершенствования М. умений.
Последовательность применения опор.
1. предметная, изобразит. наглядность
2. текст
3. ситуации
4. тема
На ср. и старшем этапах посл-ть менятся, т.к. в кач-ве опоры широко исп-ся опорная схема. Д/ 2 эт. обуч. МР прим. опоры в виде текста, ситуаций, комментирование картин à речь учащихся д. приобрести подлигно коммуникат. хар-р.
Текст как опора при обуч. МР имеет приорит. занчение. Работа с Т. предполагает выполнение упр-ний, связ. с его пересказом.
Т.о. работа над Т. д. проходить в творч. упр-ниях.
Тема явл-ся заверш. эиапом в работе над МР.
Тема – часть объект. дейст-ти, отражающая сферу жизнедеят-ти и интересы обучаемых, кот. предопределяют содердание и объем реч. коммуникации.
Тема: подтемы: совокупность ситуаций.
Задача учителя: отобрать по каждой теме типичные ситуации.
Рекомендация: не механ. заучивание текстов.
Соврем. практика показывает, что целесообразно предлагать д/заучивания аутентичные небольшие по размеру тексты.
2 пути обуч. МР: индукт., дедукт.
Дедукт – исп-е небольшого модельного текста д/занкомства с лексикой, выучить его. Выбор пути зависит от темы, кол-ва учеников, этапа обуч.
Инд. – конструирование своих пр-ний. - - требует длит. времени, изобилует ошибками.
Целесообразно исп-ние екбольших модельных текстов.
Упр-ния д/развития умений МР.
Этапы работы над темой – с-ма работы учителя состоящ. из ряда послед. шагов.
1. устная подготовка к теме (освоение в речи лексики по теме + грам. конструкции + элемент. УСучеб. сит)
2. устное введение темы в ситуациях
3. отработка темы по образцам. Учить делать пересказ, работать с планом, выделять главн. мысли.
4. перенос темы на личность обучаемых и их опыт (б.готовым перенести на себя)
5. отработка темы в новых ситуациях – в новых усл.
6. сочетание темы с ранее освоенными в комм-ции межтемного хар-ра.
Объекты контроля: соответствие теме, объем, разнообразие граммат. конструкций, лексич. напоненность, корректность речи, испр-ние грубых ошибок.


  • на главную


    Сайт управляется системой uCoz