12. Аудирование как вид речевой деятельности.

А считается самым сложным ВРД. В осн. лежит восприятие и понимание уст. речи на слух в момент порождения.
В отл. от чтения А. исключает длит. произволные задержки внимания и многократ. возвращение к частям текста.
А. м. выступать как самост. ВРД, м. входить в диалог. общение в кач-ве его рецептивного компонента: говорящий и слуш. меняются местами.
Осн. трудности.
1. Психолог.
1) особ-ти слух. памяти, ее емкость
2) вид аудируемой речи (живая/в механ. записи)
3) тип речи (монологич. легче д/восприятия – контекстная, а диалог. – ситуативная).
4) речь незнакомого чел-ка
2. Лингвист.
1) наличие незнаком./непонятных слов
2) стиль текста
3) фонетич. особ-ти речи говорящего
4) объем и синтаксич. сл-ть текста.
Осн. цель обуч. аудированию как ВРД состоит в овладении учащимися коммуникативными умениями аудирования разл. типов речи.
А. как ср-во обуч. (учеб. А) использ-ся при уст. форме презентации языкового материала, а также в устно-реч. язык. материала.
Важн. условие создания аудитив. навыков – многократное восприятие язык. явлений на слух, а также выполнение аудит. предреч., условно-реч. упр. с исп. опред. кол-ва язык. фонет. упр-ний.
Идеал. модель – на каждом уроке слух. наглядность.
А. оч. эффективно при овладении техн. чтения, поск-ку в с-в мех-ма чтения входят слух. и речемоторные навыки. Слух – в ф-ции контрол за правильностью зозвуч. текста.
Важно развитие реч. слуха учащихся.
А. явл-ся эффект. ср-вом совершенствования навыков и умений владения языком.
Д/этого нужно с-матически прослушивать оригинал речи на продвинутом этапе обуч.
Методологич. компонент.
Это способствует совершенствованию говорения благодаря переносу части материала из восприним. речи в собств. речь без существ. изменений.
Слух выполняет ф-цию контроля.
Программа в обл. аудирования предъявл. след. требования.
Учащиеся д. понимать на слух иностр. речь в норм. темпе (130-150 слов) в воспр-нии учителя или звукозаписи, построен. на программ. материале, содерж. до 2% незнакомых слов, о значении кот. м. догадаться, длительностью звучания текстов до 3ч минут.
2% незнаком. слов не д. нести ключевую инфо, не д.б. в 1ой части текста на аудирование.
Психолог. компонент в содерж.обуч. вклю ряд навыков: рецептивные, рецептивно-лексич., граммат.-рецептивные.
1. Навыки различения фонет. образов лексич. ед-ц, форм слов, словосочет. граммат. стр-р на слух.
2. Навык в аудировании предвосхищения синтаксич. моделей на слух (важно регулярное аудирование активных синтаксич. конструкций).
3. Навык «схватывать» смысл однократно, что зависит от практики.
4. срец. способности: фонематич. и интонац. слух; реч. антиципация; психологич. мех-мы (доповременн. и оперативн. память, перевод из долговрем. памяти); узнавание, сличение, осмысл.
Самое нежелат. д/аудирования – смешение языков.
Упр-ния (важн. роль играет последовательность):
1. аудир. живой речи учителя
2. А. монологич. живой речи
3. упр-я на А монол. речи в мех. записи с исп. наглядности
4. упр-ния на А контекстуальной мех. записи
5. диалогич. наглядно-ситуат. речь в механ. записи.
6. упр-ния на ауд-ние
Применение ТЦО явл. ср-вом активизации реч. материала в кач-ве важн. опоры.
В методике выдел. 2 программы обуч. А.
1 прогр. – обуч. А. как цели.
Шаги учителя:
1. дать устано

вку на 1 прослуш. тектса с целью понимания общего содерж.
а) необходимо создать УРС
2. снятие трудностей
а) сл., незнакомые слова :им. собств., даты, фрагметы фразы со сл. граммат. явлением.
3. прослуш. текста
а) б. уверенным, что все работает
4. прноверить понимание текста с пом. общих вопросов или t/f statements
5. дать установку на повторное прослушивание текста с целью выявления каких-то подробностей (повторн. прослуш. с того момента, где начались проблемы).
6. Контроль текста с пом. альтерн. вопрос, t/f, tests in teacher’s book.
2 прогр. – Совершенствование умений учащихся на базе прослушанного текста (ст. классы). Все упр-ния выполн. после прослуш. текста.
1. С-вить план прослуш. (отд. пр-ния, вопросы и т.д.)
2. пересказать текст по цепочке по отд. пунктам плана или snowball
3. оценить на базе текста поступки или события (дать прил., наречия, глаголы)
4. драматизировать отд. эпизоды
5. придумать собств. окончание рассказа
6. контроль умений А. (multiple choice)
70% инфо д.б. понято.


  • на главную


    Сайт управляется системой uCoz