11. Пути, способы и приемы ознакомления с новым грамматическим материалом.

Этапы работы над грамматикой (акт. граммат. мин.)
1. эт. введения (Семантизация и презентация нового грам. явления в речев. образце и первичное выполнение граммат. действия).
2. эт. реч. и язык. (open the brackets) тренировки, формулир. грамм. реч. навыков.
3. эт. употребления изуч. граммат явлений в РД. Тогда гибкость навыков, перенос на нов. лексич. материал.
Способы введения нов. граммат. материала.
- чито практич. (лексич.)  (бе правил, реч. образца) – 3 формы глагола.
- теоретико-практич. (грамматич.) – наиб. сложный.
При теор.-пр. способе само ознакомление может осущ-вляться игдуктивно и дедуктивно. Инд. путь – от единичных примеров, РО к выведению правила (degree of comparison), дедукт. – от применения таблиц к практике при мемант. сложных явлений.
Выбор пути зависит от:
- хар-ра явления
- уровня развития
- связи с лексич. материалом.
При теор.-пр. след. приемы:
- объясн. с опорой на РО и правила инструкции
- сравнения с РЯ и опора на положит. опыт в РЯ (сравнит-положит. анализ – положит перенос)
- сравн. внутри языка и опора на сходн. эл-ты ранее изуч. материала
- опора на эл-ты грамм. анализа
- перевод на РЯ
Говоря о роли знаний м. выделить 3 момента:
знания нужны д/
- осознания и понимания грамм. материала
- прочного усвоения этого грам. материала
- самоконтроля.
Д\успешного формир. грам. навыков важно выполнить достаточн. кол-во адекват. упр-ний.
II эт. – довести до автоматизма
Осн. типы упр-ний.
1) предреч. упр-ния
2) условно-коммуникат. (уст. и письм.) ситуативные грамматически направленные
3) условно-реч. вариативные, ситуативные и контекстные
4) тренировочные упр-ния
- имитативные
- трансформац. (paraphrase)
- подстановочные
- завершение граммат. конструкции
- ответы на ?? учителя.
Учитывая объем удельного чтения в старш. классах, след. уделить вним. рецептивн. граммат. гавыкам чтения.
Рецептивные грамматич. навыки чтения: активные à формир. в пр-ссе обильного чтения; пассивные à формир. в рез. чтения трудных в грамм. отнош. текстов.
При чт. трудных тексов исп-ся эл-ты анализа грамм. явлений. Эти упр-ния явл-ся стр-рно информац., направленными на осознание стр-ры.
Раскрытие содерж. грам. явления (семантизация) д/рецепт. усвоения м. происходить как переводным путем, так и беспереводным. В зависимости от наличия соответствий в РЯ.
Правила учеб. грамматики не д. носить описат. хар-р, их задача – дать обучающие инструкции.
После выполнения реч. упр-ний с целью примен. явлений в речи и понимания при чтении и на слух необходимо с-матизировать знания учащихся, после осущ-вить контроль его усвоения.
Контроль м.б. поср-вом аудирования, говорения.
Ошибки в сред./старш. классах д.б. отработаны на Ур. навыка (автоматизир. форма).
С-матизация/корректирование – дать задание найти правила. Чтение (сделать перевод), граммат. тесты – позволяют оценить как учащиеся владеют формой, значением, употреблением граммат. стр-ры.
Д/школы типично: раскрыть скобки, трансформация, с-вление пр-ний по картинке, перевод.
Грамм. навыки д. формироваться и совершенствовыться. Осн. цель овладения ИЯ – овлад. учащимися всеми реч. умениями по видам реч. деят-ти.
4 ВРД: 2 экспрессив. – говорение, письмо; 2 рецепт. – аудир., чтение.


  • на главную


    Сайт управляется системой uCoz