1. Лингводидактика как общая теория обучения иностранным языкам.

В посл. годы среди методистов упрочнилось мнение о важности лингводидактики.
Лингводидактика – отрасль методич. науки, кот. обосновывает содержательн. компоненты образования, обуч. и научения в их неразрывн. связи с природой языка и общения. Это методологич. аспект теории обуч. ИЯ.
Лингводидактика – общая теория овладения и владения языком в условиях обуч.
Методика опирается на данные базовых наук:
- лингвистика (лингвистич. основы)
- педагогика (фундаментальн.-дидактич. основы – учет принципов обуч.)
- психология (психолог. осн.)
- лингвострановедение
- социолингвистика
В МОИЯ можно выделить 3 вида з-номерностей:
1. собственно методические
2. дидактич.
3. з-номерности смежных наук
Теоретич. фундамент МОИЯ за счет лингводидактич. данных.
Лингводидактика – интегрируется с ф-фией языка, лингвист., психологией, социопсихол. и формирует общие з-номерности ОИЯ.
Методика учитывает эти з-номерности и реализует их в конкретн. учебниках, ср-вах обуч., с-мах упражн. и в целом учеб. процессе.
Соврем. ОИЯ ведется в русле коммуникативно-деят., личностно-ориентированного подходов, на совр. этапе очень популярен антропологический подход, его суть: учет роли и знач. чел-кого фактора.
В кач-ве такого фактора и выступает вторичн. язык. личность, как центр. категория лингводидактики.
Языковая личность стала объектом внимания в посл. 10-летие в связи с изменением идеологии лингвистич. исследований.
Объект исследования лингвистики – язык, кот. явл-ся предметом обуч. на занятиях по ИЯ.
Языковая личность как центральная категория лингводидактики.
Современной моделью овладения родным языком выступает концепт языковой личности, применительно к обучению неродным языкам - вторичной языковой личности. Результатом образования в области современных неродных языков призвана стать сформированная вторичная языковая личность.
Языковая личность понимается как личность, выраженная в языке (текстах) и через язык. В понимании лингвиста языковая личность - это многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам речевой    деятельности, а с другой - по уровням, языка, т.е. фонетике, грамматике и лексике.
Языковая личность имеет уровневую организацию. Человек в своем речевом развитии постепенно переходит от более низкого уровня языковой личности к более высокому. Так, например, в свете концепции Ю.Н. Караулова, языковая личность складывается из трех уровней:
1) нулевого уровня — вербально-семантического, или лексикона личности, понимаемого в широком смысле, и включающего фонетические и грамматические знания личности;
2) первого уровня — логико-когнитивного, представленного тезаурусом личности, в котором запечатлен «образ мира» или «система знаний о мире»;
3) второго уровня — уровня деятельностно-коммуникативных потребностей, отражающего прагматикой личности, т. е. систему целей, мотивов, установок и интенциональностей личности.
Собственно языковая личность на­чинается не с нулевого уровня, а с первого, на котором оказывается возможным индивидуальный выбор, личностное предпочтение одного понятия другому. На втором уровне языковая личность сливается с социальной. Рассматривая отдельные аспекты языковой личности, ученый отмечает, что предметом интереса методиста являются: на нулевом уровне — формирование автоматизированных навыков использования типовых конструкций; на первом — проблема развертывания текста по темам и семантическим полям, а также сжатие исходного текста до «проблемы»; на втором — соответствие языковых средств коммуникативным условиям их использования.
Соврем. ОИЯ ведется в русле коммуникативно-деят., личностно-ориентированного подходов, на совр. этапе очень популярен антропологический подход, его суть: учет роли и знач. чел-кого фактора.
В кач-ве такого фактора и выступает вторичн. язык. личность, как центр. категория лингводидактики.
Языковая личность стала объектом внимания в посл. 10-летие в связи с изменением идеологии лингвистич. исследований.
Понятие вторичн. язык. личности выступает в кач-ве с-мообразующего фактора процесса ОИЯ.
Оно позволило по-новому подойти к обоснованию методич. категорий и подходов. При этом лингводидактика дает описание моделей вторичн. языков личности. Ее уровней, мех-мов и условий формирования.
В свою очередь МОИЯ нацелена на научное обоснование различн. моделей формирования вторичн. яз. личности в конкретных условиях обуч.
Т.о. предмет исследования методики – вторичн. яз. личность, как цель обуч., а также процесс развития способностей к речевому общению на изуч.яз.
Вторичная язык. личность – совокупность способностей чел-ка к иноязычн. общению на межк-рном уровне, под кот. понимается адекватное взаимодействие с представителями др. к-р.


  • на главную


    Сайт управляется системой uCoz